Растения с корнями прицепками — Сад и огород

Основными функциями корней является удерживание растения и закрепление его в почве, а также снабжение его минеральными солями и водой. Иногда у корня появляются дополнительные функции, происходит видоизменение корневища.

Когда корни начинают запасать питательные вещества и выступать их хранилищем, то главный корень сильно утолщается, разрастается. Это наиболее характерно для корнеплодов двулетних культур: моркови, свеклы, петрушки, сельдерея, цикория. Из однолетних растений корнеплод образует редис. Если начинают разрастаться боковые корни, то формируются клубни. Так запасает питательные вещества георгин, они помогают растению быстрее зацвести. Корневые клубни образует батат. При этом кроме клубней в корневой системе растения есть и обычные корни.

Растения нередко вступают в симбиоз с бактериями, а также с грибами. Азотфиксирующие клубеньковые бактерии поселяются на корневой системе бобовых культур, из-за этого на корневище формируются клубеньки. При симбиозе растений, чаще деревьев, с грибами их корни сожительствуют с грибными гифами, получается микориза. Гифы гриба оплетают корни деревьев и поставляют им минеральные элементы, а сами получают органические вещества. Корень дерева разветвляется, утолщая концы, но не образуя корневых волосков.

Лианы используют особые корни-прицепки, чтобы прикрепляться к стволам других растений, стенам. Плющ при помощи корней-зацепок способен оплетать любую опору. Омела своими корнями-присосками надежно закрепляется на ветвях деревьев, вытягивая из них питательные вещества и влагу. Такие же корни у цветка Иван да Марья, который растет на земле, но присасывается к другим растениям. У повилики нет листвы совсем, она обвивает своим стеблем «хозяина» и за счет видоизмененных корней в виде присосок вытягивает все соки из растения.

Обитатели тропиков — орхидеи отличаются наличием воздушных корней, которые не заглубляются в почву, они улавливают из воздуха влагу. Поэтому комнатные орхидеи так любят опрыскивание.

Ходульные корни – это придаточные корни, которые отрастают от ствола, а когда достигают земли, прорастают в нее. Они выступаю дополнительной опорой, поддерживают растения. У мангровых деревьев они кроме поддержания растения дополнительно снабжают его воздухом. Это очень распространенное явления, когда корни одновременно воздушные и опорные. Похожие на диск они у каучуконосного фикуса, крепкие и похожие на столбы у баньяна. Дыхательные корни начинают образовываться у растений, когда им в почве не хватает кислорода. У кукурузы они напоминают ходули и помогают кукурузе противостоять ветру.

Доклад №2

Каждая макроморфологическая единица растения имеет свои функции в жизнедеятельности целого организма. Корни растений отвечают за укрепление тела растения в почве и за основную часть питания. Именно корни поглощают из почвы минералы, воду, питательные вещества. Среди корневых систем выделяют бахромчатую, мочковатую и стержневую. Но с течением времени у корней некоторых растений стали появляться другие функции, корни стали меняться. Какие видоизменения в корневых системах растений нам известны.

1) Подпорки. Это видоизменение корневой системы характерно для крупных, сильно разветвлённых деревьев. В случае, если нужно часто поддерживать ствол и крону дерева, защищая их от обламывания при сильном ветре, от его крупных ветвей и основного ствола вниз опускаются корни. Дорастая до поверхности почвы, они укореняются и становятся прочнее. Характерны подпорки для древовидных фикусов, баньяна, вяза.

2) Воздушные корни. Вынужденно образовываются на высоких надземных побегах. Обеспечивают растение нужным количеством влаги при помощи специфической ткани, конденсирующей её. Характерны такие корни для растений тропической зоны.

3) Дыхательные корни. Нередкое явление для растений, произрастающих в наводненной или заболоченной местности. Вырастают выше уровня поверхности почвы или воды. Образуются, чтобы дать дополнительный источник кислорода, которого в воде содержится недостаточно для полноценной жизни растения. Можно встретить у ивы ломкой.

4) Прицепки. Развиты у некоторых видов вьющихся растений. Способны прикреплять растение к заборам, стенам, стеблям и стволам других растений, оплетая их, чтобы добраться до солнечных лучей. Ещё одной их функцией является размножение. Если оборвать такое растение, любой из прицепок даст новый побег. В действии их можно заметить, когда они оплетают фасады зданий или даже небольшие постройки целиком. Примеры таких растений – виноград, монстера, плющи.

5) Корнеплоды. Так называются корни с большим участком накопительной ткани в главном корне и/или нижней части стебля. В подавляющем большинстве случаев на одно растение приходится один корнеплод. В основном они накапливают полисахариды, минералы и витамины. Часто съедобны.

Корнеклубни. Это корни, имеющие большое количество накопительной ткани в придаточных корнях. Так, на одном растении может развиться несколько клубней, которые накопили в себе также минералы, витамины и полисахариды. Так же нередко применяются в пищу.

Видоизменение корней

Популярные темы сообщений

  • Прыжки

Все эти виды прыжков, относятся к дисциплине легкой атлетике. Которой начинают обучать еще в обще образовательных учреждениях, и в специальных детских кружках, если упорно заниматься, и тренироваться, можно стать знаменитым олимпийским

Магнолия является одним из древнейших видов растений. Учеными найдены остатки этих цветов, которым более 140 тысяч лет. Это растение имеет вид кустарника или дерева и имеет достаточно крупные листья, достигающие до одного метра в длину.

Ассоциированная форма водорода, где есть связь с электроотрицательным атомом называется водородная связь. В качестве атома может быть другой элемент. К ним относят азот, кислород и другие химические вещества.

Корень как орган растения. Значение и разнообразие корней

Урок 13. Корень как орган растения. Значение и разнообразие корней

Цели урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растения, о развитии корня, о типах корневых систем, особенностях их строения и образования; дать представление о функциях корня; раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства.

Оборудование: комнатные растения, гербарий растений со стержне­вой и мочковатой корневой системой, таблицы «Строение корня расте­ния», «Вегетативные органы растения», «Цветковое растение и его орга­ны», проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями.

Ключевые слова и понятия :значение корня, почвенное питание, глав­ный корень, боковые корни, придаточные корни, корневая система, стер­жневая и мочковатая корневая система, прищипывание (пикировка); ви­доизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клу­беньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни.

I. Актуализация знаний

Выберите верные утверждения:

1. Семена большинства растений состоят в основном из воды и минеральных веществ.

2. Семена большинства растений состоят в основном из органических веществ.

3. Семена пшеницы, риса, кукурузы богаты жирами.

4. Семена гороха, фасоли, бобов содержат большое количество белка.

5. Подсолнечник, лен, клещевина являются масличными культурами.

6. Клейковина — это особый вид растительного крахмала.

7. Клейковина — это растительный белок.

8. Семена с поврежденными семядолями или эндоспермом прорастают быстрее.

9. Наличие запасных питательных веществ является важнейшим ус­ловием прорастания семян.

10. При посадке выбирают более крупные семена, так как из них вы­ растают более мощные проростки.

II. Изучение нового материала

Беседа учителя с учащимися

Сегодня мы с вами будем говорить о корне. Каким органом является корень? (Дети отвечают.) Корень — вегетативный орган растения. Ка­кова основная функция корня? (Дети отвечают.) Корни укрепляют рас­тение в почве, через корни растение получают воду и минеральные веще­ства, то есть корень обеспечивает почвенное питание растения. Вспомни­те, какой орган первым появляется из семени? (Дети отвечают.) Малень­кий зародышевый корешок растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в мощный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной должна быть корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветка­ми и листьями! Для того, чтобы отдаленно представить себе, какие на­грузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках. А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? (Дети отвечают.) На сколько сложно это сделать. А почему? (Дети отвечают.) На протяжении всей жизни у расте­ния образуются новые корни и растут старые. Совокупность всех корней растения называется корневой системой.

Давайте рассмотрим строение корневых систем различных растений. (Учитель демонстрирует гербарии растений с различной корневой систе­мой, а также проросшие семена фасоли, гороха, зерновки пшеницы, ку­курузы, проросшую луковицу лука.) Если посмотреть на корневую систе­му фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, мы четко увидим основной, наи­более ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главным, а корешки, которые растут от главного корня, называют боковыми. От стеблевой части побега отходят придаточ­ные корни. Они как будто дополняют основную корневую систему расте­ния. Цель, с которой окучивают некоторые сельскохозяйственные куль­туры, такие как картофель и капуста, — увеличение числа придаточных корней.

Такая корневая система, где главный корень четко выражен, называ­ют стержневой. Но если мы посмотрим на корневые системы пшеницы, ржи, овса, пырея, лука, то главного корня там не увидим, а увидим боль­шое количество равноценных придаточных и боковых корней. Такая кор­невая система называется мочковатой. Основываясь на примерах расте­ний с той и другой корневой системой, подумайте, какие растения имеют ту или иную корневую систему? (Дети отвечают.) Чаще всего двудоль­ные растения имеют стержневую корневую систему, а однодольные — мочковатую.

Рассказ учителя с элементами беседы

Размер и форма корневой системы растений зависит и от условий их произрастания. Например, корневая система сосны, растущей на песча­ной почве, будет отличаться от корневой системы сосны, растущей на болоте. Подумайте, как будет выглядеть корневая система того и другого дерева? (Дети отвечают.) У сосны, растущей на песчаной почве, корне­вая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Кроме того, корни его будут проникать глубоко в почву в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напо­минающую мочковатую. А ее корни будут занимать большую площадь, но не будут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.

Стержневую корневую систему растения можно изменить, превратив ее в мочковатую. Корень растет верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Дети отвечают.) Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать бы­стрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересад­ке рассады в открытый грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка. Как вы думаете, для чего прищипывают корни сельскохозяйственных растений? (Дети отвечают.) В результате прищипывания развивается сильно разветвленная корневая система, которая располагается в верхних, самых плодородных слоях по­чвы. Соответственно проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.

Как мы уже говорили, корни растений выполняют определенные фун­кции. Какие? (Дети отвечают.) Кроме основных функций — водно-со­левого питания и укрепления в почве — корни могут выполнять и другие функции.

Например, у некоторых растений в корнях могут откладываться за­пасные питательные вещества. Эти корни сильно разрастаются в толщи­ну и приобретают иногда очень диковинную форму. У каких растений питательные вещества запасаются в корнях? (Дети отвечают.) Такие ви­доизменения корней называют корнеплодами, они образуются из главно­го корня и нижних участков стебля. В корнеплодах могут запасаться саха­ра, тогда они имеют сладкий вкус. Корнеплоды каких растений имеют сладкий вкус? (Дети отвечают.) Это, например, морковь, сахарная свек­ла. Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются двулетника­ми. Вспомните, как развиваются двулетники в первый и во второй год. (Дети отвечают.) В первый год они не цветут, а накапливают питатель­ные вещества. Во второй год они используют запасенные питательные вещества, цветут и плодоносят.

Некоторые растения образуют не один корнеплод, а множество кор­невых клубней, возникающих на боковых или придаточных корнях. Кор­невые клубни образует георгин, чистяк, батат. Батат — растение, возде­лываемое в тропических и субтропических странах и заменяющее мест­ным жителям картофель.

У многих растений семейства бобовых на боковых корнях образуют­ся особые бактериальные клубеньки. В молодых корнях этих растений по­селяются особые бактерии, которые способствуют усвоению азота из воз­духа, тем самым давая возможность растениям благополучно обитать на бедных азотом почвах. Кроме того, азот накапливается в самих корнях этих растений, обогащая почву.

У некоторых луковичных растений (гусиный лук, крокусы, гладиолу­сы) корни выполняют еще одну очень специфическую функцию. Отдель­ные корешки устроены таким образом, что способны втягивать лукови­цу глубже под землю. Они способны сокращаться, подобно растянутой резинке, и увлекать за собой луковицу.

У некоторых тропических растений, как например, у тропических орхидей, имеются особые придаточные корни. Они приспособились по­лучать влагу из влажного воздуха, поэтому их называют воздушными кор­нями. (В кабинетах биологии часто встречается растение монстера, на примере которого можно продемонстрировать детям воздушные корни.)

Как мы уже говорили раньше, все органы растения нуждаются в кис­лороде для дыхания. Но в заболоченных почвах воздуха крайне мало, так как все свободное пространство между частичками почвы заполнено во­дой. Такие условия характерны для мангровых зарослей, поэтому корни многих из обитающих здесь растений поднимаются над поверхностью почвы и поглощают кислород из воздуха, то есть дышат. Эти корни так и называются — дыхательные.

Растения мангровых зарослей используют придаточные корни не толь­ко для питания или дыхания, но и для опоры. Мангровые заросли — очень топкое место, к тому же на этих территориях часто случаются приливы, отливы или разливы рек. Придаточные корни растут от ствола под углом вниз и дополнительно укрепляют растение на субстрате. Это так называ­емые ходульные корни, удерживающие огромные стволы с листьями вы­соко над водой. Такие корни имеет, например, филодендрон.

У некоторых фикусов, например, у фикуса бенгальского или баньяна, развиваются столбовидные корни. Они развиваются на крупных ветвях, растут вертикально вниз, достигают почвы и укореняются в ней. Посте­пенно

Посте­пенно они утолщаются, приобретая вид столбов. Эти корни подпирают огромные ветви фикуса, не давая им сломаться под собственной тяжес­тью. В Индии растет священная баньяновая роща из одного дерева, зани­мающая площадь около 5 тысяч квадратных метров.

Корни также могут прикреплять стебель к опоре. Придаточные кор­ни на стебле плюща позволяют ему держаться за кору дерева или цеп­ляться за мельчайшие неровности на стенах, позволяя ему подниматься высоко вверх. Это так называемые корни-прицепки.

Корни некоторых тропических деревьев имеют досковидную форму. Они растут от ствола вдоль поверхности земли, постепенно увеличиваясь в высоту и приобретая подобную форму. Эти корни также укрепляют ра­стение в почве, увеличивая площадь опоры ствола.

III. Закрепление знаний и умений Ответьте на вопросы:

1. Каковы основные функции корня?

2. Какие виды корней вы знаете?

3. Какие типы корневых систем вы знаете?

4. Какая корневая система чаще всего встречается у двудольных растений?

5. Какая корневая система чаще всего встречается у однодольных растений?

6. Можно ли управлять развитием корневой системы растения?

7. Для чего это нужно?

8. Какие растения образуют корнеплоды?

9. Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?
10. Какие еще видоизменения корней вы можете назвать?

Домашнее задание

Читать параграф, знать основные понятия.

Творческое задание. Зарисуйте различные видоизменения корней: кор­неплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные кор­ни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, доско-видные корни. Изображение их найдите в дополнительной литературе.

Задание для учеников, интересующихся биологией, вырастите несколь­ко растений фасоли. У трех из них удалите кончик корня (проведите пи­кировку), а три оставьте без изменения. Посадите растения в ящик для рассады, поставьте его на подоконник и не забывайте поливать. Через 2 недели аккуратно выкопайте все растения, промойте корневую систему и сравните между собой. Какие изменения произошли с корневой систе­мой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризируйте результат вашего опыта, подпишите и отдайте учителю для кабинета био­логии.

Проведите опыт с проростками фасоли или бобов. Возьмите пророс­ток и при помощи туши нанесите на главный корень метки на равном расстоянии друг от друга. Посмотрите на проросток наследующий день. Что произошло с метками? О чем говорит такое изменение? Сделайте доклад о результатах вашего опыта на следующем уроке биологии.

Видоизменение корней

Различные условия окружающей среды требуют от живущих там организмов выработки определенных адаптационных мехонизмов. Иными словами, живущие в сложных условиях растения, животные, птицы и прочие живые существа вынуждены приспосабливаться к окружающей среде не только на поведенческом, но и на биологическом уровне.

Таким образом, растение видоизменяет строение корневой системы, листьев или побегов в зависимости от условий. В этой части будут освещены видоизменения корней.

Различие корневых систем

Самое распространенное различие корневой системы — ее длина, то есть глубина проникновения корня в почву. На сухих территориях корни, например, пшеницы могут достигать более двух метров в глубину, чтобы черпать воду из глубины почвы.

Такая же корневая система у пустынных растений (например, ежовника безлистного), корни которых проникают в почву более, чем на 15 м. На более орошаемых — корни густые, но не длиннее 50 см.

То же наблюдается и у растений, живущих в условиях вечной мерзлоты (например, корни карликовой березы длиной всего 20 см). На территориях, требующих более тщательной адаптации, корни видоизменялись сильнее и приобрели ряд новых функций.

Видоизменение корней

Во-первых, это цепляющиеся корни, или корни-прицепки, которыми растение зацепляется за любую вертикальную опору, в частности, ствол дерева или стену, растет вверх и выносит листья ближе к свету.

Самый распространенный представитель — плющ. Его функция — обеспечить растению большую выживаемость среди более высоких представителей.

Следующий вид — корнеплод: разрастание главного корня и иногда еще нижних участков стебля. Основная функция — запасание питательных веществ в корнеплоде. Примерами могут служить морковь, репа, свекла, редис и прочие.

Похожее видоизменение носит название корневых клубней. Здесь уже разрастаются и утолщаются боковые и придаточные корни. такой тип корней наблюдается у георгина, батата, чистяка. Четвертое видоизменение корня — появление клубеньков, симбиоза корней с клубеньковыми азотофиксирующими бактериями. Клубеньки выглядят как утолщения на корне растения (чаще всего — бобовых или ольхи).

Иногда растение образовывает свободно свисающие воздушные корни. Например, это орхидея, которая живет на стволах деревьев в тропических лесах. Такая корневая система позволяет поглощать дождевую воду при отсутствии прямого доступа к ней.

Другой вид корней, находящихся вне почвы — дыхательные. Это отростки боковых корней с особо развитой воздухоносной тканью, растущие вертикально вверх. Ими обладают такие болотные растения, как кипарис или ива ломкая. Функция — обеспечить растению приток кислорода по межклетникам.

Также некоторые корни могут служить подпорками (то есть опорой). Их иначе называют придаточными корнями или корнями-ходулями. Это также приспособление тропических растений (например, баньяна).

Корни многих водных растений, укореняясь в груне, лишаются корневых волосков.

А корни растений-паразитов прочто проникают в тело растения-хозяина (например, омела).

Существует еще одно видоизменение — микориза, симбиол корней и нитей грибов. Благодаря ей гриб получает от растения питательные вещества, а ему отдает воду и минералы.

Видоизменения корня — ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Кроме поглощения воды, минеральных веществ и закрепления растений в почве, корни могут выполнять и другие функции. В этих случаях у многих видов растений, наряду с обычными, образуются видоизмененные корни: запасающие, корни-присоски и др.

Запасающие корни. Если корни выполняют функцию запасания питательных веществ, они становятся толстыми, мясистыми и образуют корнеплод. Когда вы едите репу, свеклу или морковь, вы едите разросшийся корень с запасенными в нем питательными веществами. Нижняя часть корнеплода по своему происхождению — это главный корень, верхняя — стебель (рис. 106).

Рис. 106. Корнеплоды

Корнеплоды образуются у двулетних растений. Запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.) откладываются в главном корне к концу первого года жизни. На следующий год после перезимовки корнеплода эти вещества расходуются на образование и рост стебля, листьев и цветков. Корнеплоды образуются у многих овощных и кормовых растений: моркови, свеклы, репы, редьки, редиса и т. д.

У георгины, чистяка, ночной фиалки, батата и др. запасающую функцию выполняют утолщенные боковые или придаточные корни. Их называют корневыми шишками или корневыми клубнями (рис. 107).

Рис. 107. Георгины и корневые шишки растения

► Дыхательные корни выполняют функцию дополнительного снабжения растения кислородом. Образуются они, например, у ивы ломкой, если она произрастает по топким берегам рек. Такие корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы (см. схему вверху). По межклетникам дыхательных корней воздух перемещается в более глубокие корни, находящиеся в условиях недостатка кислорода. Дыхательные корни образуются также у некоторых тропических деревьев, произрастающих на заболоченных почвах.

► У плюща придаточные корни видоизменяются в прицепки, способствуя подъему стебля по отвесной опоре. Эта особенность позволяет использовать плющ для вертикального озеленения.

Корни-присоски. У растений, которые паразитируют на других растениях, образуются корни-присоски. Они проникают в ткани растения-хозяина и поглощают из них воду и питательные вещества. Корни-присоски характерны для повилики (рис. 108), омелы (рис. 109) и других растений.

Рис. 108. Повилика на крапиве

Рис. 109. Омела белая

Вы, наверняка, обращали внимание на небольшие, густые, зеленые кустики с кожистыми листочками, сидящие высоко на ветках тополей, кленов. Они напоминают гнезда. Это и есть омела белая.

Таким образом, корни могут видоизменяться и выполнять различные функции. Однако определить, что это корень, всегда можно по отсутствию листьев и наличию чехлика, прикрывающего верхушечную образовательную ткань.

Видоизменения корня связаны с приспособлением к выполнению определенных функций.

В запасающих корнях (корнеплодах, корневых клубнях) накапливаются питательные вещества для переживания неблагоприятных (холодных или засушливых) периодов.

С помощью корней-присосок растения-паразиты поглощают питательные вещества и воду из растений-хозяев.

1.В каких случаях наблюдаются видоизменения корней? 2. Что представляет собой корнеплод? 3. В чем сходство и различие корнеплодов и корневых клубней? 4. Какие вы знаете растения, у которых образуются корнеплоды? Что вы можете рассказать об этих растениях? 5. Как вы считаете, зачем у растений запасаются питательные вещества в корнях?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Видоизменения корней

Минеральное питание растений обеспечивается с помощью корня. Растворенные в воде неорганические соединения поступают в ткани и органы растений.

  1. Виды корней
  2. Корнеплоды
  3. Корневые клубни
  4. Корни-прицепки
  5. Дыхательные корни
  6. Корни-подпорки
  7. Столбовидные корни
  8. Воздушные корни
  9. Микориза
  10. Что мы узнали?
  11. Тест по теме
  12. Оценка доклада

Виды корней

Корнями называют подземную часть растения. В их строении чаще всего имеется несколько частей. Главный корень развивается из корешка зародыша. Он ярко выражен и у растения всегда один. На главном корне развиваются боковые. Они многочисленны и делают процесс всасывания воды из почвы более интенсивным. Корни, которые отрастают прямо от стебля, называются придаточными. На них также могут развиваться боковые.

Корнеплоды

Корнеплод — это видоизменение главного корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других.

Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето накапливает запасные питательные вещества, осенью ее надземная часть отмирает. На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью.

Корнеплоды многих растений человек использует для своего питания. Урожай собирают в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год.

Корневые клубни

Корневые клубни — это видоизменения придаточных и боковых корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клубни характерны для таких растений как батат, георгины и ряд других.

Корневые клубни по-другому называют корневыми шишками.

Корни-прицепки

Корни-прицепки (или корни-зацепки) — это видоизменения придаточных корней, служащие растению для прикрепления к какой-либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни-прицепки можно наблюдать у плюща.

Дыхательные корни

Этот тип видоизменённых корней также встречается в тропиках. Он характерен для деревьев, растущих на заболоченных побережьях океанов. Корневая система таких растений сложна и имеет воздухоносную ткань аэренхиму. Через отверстия воздух попадает в аэренхиму и далее проходит в удалённые подводные участки растения.У некоторых папоротников и красного мангрового дерева встречаются подобные видоизменения.

Рис. 2. Дыхательные корни.

Корни-подпорки

Корни-подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями-подпорками — это баньян.

Столбовидные корни

Особенность столбовидных корней в том, что они закладываются на ветвях. Характерны такие корни побегов для баньяна.

Баньян – это не название растения. Это название особенности роста некоторых фикусов. Можно назвать баньяном любое дерево с объёмной кроной, опирающееся на столбовидные корни.

Рис. 3. Индийский баньян.

Воздушные корни

Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха.

Микориза

Микориза является симбиозом корней дерева и грибницы шляпочных грибов. Она представляет собой корни с проникшими в них гифами гриба. Сожительство с грибом имеет ряд полезных для растения последствий:

  • увеличение всасывающей активности корневой системы;
  • защита от заражения паразитическими грибами и бактериями;
  • увеличение поверхности поглощения воды.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии (6 класс) мы узнали, что у многих растений корни выполняют, помимо основных, некоторые дополнительные функции, с чем связаны соответствующие видоизменения корней. Хотя эти функции считаются дополнительными и специфическими, они всё равно имеют отношение к опоре и питанию растения. Типы видоизменённых корней весьма разнообразны.

Источник: sadyk.info

ponylove