Рассказывает, почему развитие отечественной фармотрасли зашло в тупик.
“Заявления о необходимости стимулировать запуск новых фармпроизводств полного цикла в России звучат регулярно. За последние три года было объявлено сразу несколько инициатив, предполагающих помощь производителям, готовым организовать выпуск субстанций на собственных мощностях. Но всего лишь 40% российских компаний в итоге посчитали такие инвестиции целесообразными.
В то же время, на мой взгляд, у оставшихся 60% есть мало времени, чтобы последовать за правительственными призывами и вложиться в производство. Давайте посчитаем, согласно опубликованным данным аналитической компании RNC Pharma, за январь-сентябрь 2018 года в страну было ввезено активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) на сумму 69 миллиардов рублей, что на 27 % выше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом в натуральном выражении было импортировано 8300 тонн АФИ, то есть почти на 10% ниже, чем в прошлом году. Наблюдаемое разновекторное движение цен и объемов поставок в натуральном выражении происходит не только за счет снижения курса рубля, но и из-за того, что производители из Китая и Индии поднимают цены на субстанции.
Российские производители лекарственных средств еще пытаются сохранить ликвидность своей продукции за счет перехода на индийские АФИ, о чем говорит рост доли этой страны в структуре импорта. Тем не менее единственным способом сохранить рентабельность отечественной фармпродукции в перспективе остается запуск собственного производства полного цикла.
Рост числа производств отечественных субстанций затрудняют необходимость больших капиталовложений, высокая материалоемкость и энергоемкость производства субстанций, а также сложность процедуры регистрации АФИ. Кроме того, по свидетельствам коллег препятствуют сложности ввоза оборудования двойного назначения, дефицит кредитных средств, отсутствие должной инфраструктуры, неразвитость смежных отраслей, острый недостаток кадров.
С 2014 года наша страна сделала первые и, возможно, самые главные шаги в направлении импортозамещения, введя субсидирование и преференции при госзакупках в отношении отечественных производителей субстанций. Но необходимо двигаться дальше: снижать административные барьеры, вводить реальные преференции для производств полного цикла, заключать долгосрочные контракты в рамках госзакупок, которые позволят активнее стимулировать локализацию производства фармсубстанций. Требуется сделать шаг навстречу и производителям. Тем более, платить придется в любом случае – или вкладываться в производство, или в субстанции иностранного происхождения. Разница только в том, что первые вложения являются инвестициями в развитие предприятия, а вторые – накладными расходами”.
Источник: