Территория школы без озеленения негативно влияет на детей. Находясь весь день в помещении, изучая сложные предметы, учащиеся устают, им необходим отдых, чтобы усвоить полученную информацию, восстановить силы и здоровье. Лучшее место для этого — маленький уголок живой природы, воссозданный на школьном дворе. Для этой цели существует услуга озеленения и благоустройства школьной территории.
Миссия озеленения школы включает в себя формирование окружающей среды, которая будет способствовать отдыху детей, знакомству с окружающим миром в непринужденной форме.
Прогуливаясь по территории школы, ребенок сможет посидеть в жаркое время на скамейке в тени деревьев, понаблюдать за тем, как с каждым днем изменяется рост и цветение растений. Так дети ближе знакомятся с природой. Окружая ребенка вокруг школьного двора деревьями, травами и цветами, мы прививаем ему любовь к природе, закладываем в нем способность бережно и рационально относиться к окружающему миру.
Стоимость работ по озеленению
Подбор ассортимента безопасных растений
Консультация нашего специалиста с составлением ассортиментной ведомости
Посадка растений на территории школы с гарантией 1 год
50% от стоимости растения
Для посадки используются растения из нашего каталога: /catalog/
Посадка цветников из однолетников
В стоимость посадки цветника за м2 входит рассада 50шт., работы по ее посадке. Ассортимент рассады на странице: /uslugi/cvetniki/
Устройство рулонного газона
Дополнительные работы и стоимость доставки газона на странице: /uslugi/gazon/
Выезд специалиста на объект
Выезд специалиста на расстояние до 50км от МКАД для фотофиксации и консультации. При заключении договора на посадку сумма возвращается.
Визуализация видовых точек в 3D
1 ракурс в формате А4
Создание эскиза с предлагаемым вариантом дизайна территории
Посадочный чертеж озеленения
Посадочный чертёж с ассортиментной ведомостью
Какие растения НЕЛЬЗЯ сажать около школы
В школе учатся дети разного возраста, все они любознательны, и некоторым хочется попробовать на вкус плоды или ягоды, растущие на пришкольном участке, а зачастую многие растения, которые не представляют опасности для взрослых, являются опасными для детей. Опасность может заключаться в наличии плодов, шипов и ядовитых соцветий.
Мы должны предупредить своих читателей, какие растения не стоит выбирать для озеленения детских садов, школ и детских площадок. В этом тексте также перечислены растения, которые представляют угрозу для здоровья детей.
В первую очередь опасны различные розы, шиповники, барбарисы, снежноягодники, акации, самшит. Все разновидности тисса ягодного (нечаянное употребление его листьев и семян приводит к остановке сердца), бирючина, рододендроны, разные сорта вереска. Конский каштан с его ядовитыми плодами и цветами тоже не подходит для посадки в детских учреждениях.
Растения не должны содержать в стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ, выделять в воздух большое количество фитонцидов, эфирных масел, вызывающих отравление и аллергических заболеваний у детей.
Рекомендуемые для озеленения растения
Школы обычно расположены в городской черте, где много шума и пыли. Для защиты участка от этих негативных факторов, загазованности, чтобы дети могли играть и быть в безопасности, по периметру высаживают живую изгородь из лиственных и хвойных деревьев и кустарников.
Для озеленения территории школы подбирают растения, которые будут декоративны не только в летнее время, когда в школе каникулы и мало, кто увидит всю красоту цветения растений, но и осенью. В осеннее время, когда начинается новый учебный сезон, дети собираются на школьную линейку у парадной зоны. Для создания декоративности таких мест используют те растения, которые осенью особенно красивы своим цветением, различным оттенком листвы и плодов. Это цветущая спирея, гортензия, клен гиннала с пурпурной листвой, лапчатка, стриженые бордюры из кизильника блестящего.
Но для посадки лучше выбирать кустарники, у которых цветы расположены высоко и практически недоступны для маленьких детей, например, сирень, чубушник, калина бульденеж.
Для озеленения школы рекомендуется следующий ассортимент деревьев : липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, лиственница сибирская, туя западная.
При озеленении территорий любых детских учреждений рекомендуется обязательно высаживать хвойные деревья и кустарники с мягкой хвоей, (пихты, туи, сосна Ватерери, сосна Веймутова), так как они безопасны и очень декоративны особенно зимой, когда многие растения остаются без листвы.
Хорошо украшают школьную территорию с весны до самых морозов цветники и клумбы, их разбивают у парадных зон, вдоль дорожек, на газоне, высаживают в подвесных кашпо, каменных вазонах. Для цветников подбирают неприхотливые многолетние и однолетние цветы, например, виола, бархатцы, петунии, хосты, георгины, бегонии. Дети учатся ухаживать за цветами, наблюдают за их ростом и развитием.
Почему Зеленый Ультиматум?
Компания «Зеленый ультиматум» имеет большой опыт работ по озеленению школы, в нашем штате работают опытные специалисты, ландшафтный архитектор, агрономы. Они помогут подобрать ассортимент растений для посадки, разработать проект для озеленения.
Стоит отметить, что в каждом случае озеленение школы — процесс, имеющий свои индивидуальные особенности и нюансы. Именно поэтому лучше всего доверить все работы опытным специалистам.
Преимущество обращения в нашу компанию — грамотный подход. Кроме того, мы практикуем лояльную ценовую политику и предлагаем адекватные расценки на наши услуги. Проводим все работы с соблюдением мер безопасности. Мы используем только качественные растения и сажаем их под гарантию. Большой опыт работы специалистов является гарантией безопасности и качества. Короткие сроки выполнения.
Обратившись к нам, вы можете быть уверены, что все работы выполняем с минимальными временными затратами. Связаться с нами вы можете любым удобным способом: по телефонам, указанным в контактах, осуществить заказ он-лайн, заполнив специальную форму.
Какие растения растут возле школы?
Пришкольное озеленение – важная и незаменимая часть создания благоприятной среды для здоровья и разностороннего развития школьников: эстетического, культурного, экологического. Это также форма оздоровления пришкольной территории и возможность создания безопасной образовательной среды.
Как правильно озеленить школу — Профессор Шукуров
Озеленение имеет особо важное значение для населенных пунктов Центральной Азии и, в том числе Кыргызстана, поскольку в условиях резко-континентального климата благоприятные условия существования человека формируются зелеными насаждениями не вне, а внутри населенных пунктов. Растения обеспечивают тень, сокращают запыленность, убивают болезнетворные организмы, насыщают ароматами воздух, создают эстетически привлекательную среду.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предписывают, что зеленые насаждения должны занимать не менее 50% школьной территории.
Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади территории.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях
Озеленение пришкольной территории в Эколого-экономическом Лицее №65
Следует отметить, что многие виды,использующиеся в других регионах, в том числе в европейской части континента, не прошли необходимую предварительную проверку на пригодность в условиях сухого и контрастного континентального климата. Поэтому следует отдавать предпочтение растениям, обитающим в Центральной Азии. Тем более, что значительное их количество уже используются в местном озеленении.
Экологическая безопасность образовательной среды
Озеленение пришкольной территории имеет большое значение для организации безопасной и благоприятной образовательной среды как возле здания, так и в нем. Так, экологическое озеленение территории школ снижает перегрев зданий, может препятствовать развитию плесени на стенах, снижает уровень шума, улучшает качество воздуха возле школы и в классах.
Как защитить школу от излишнего шума — Профессор Шукуров
Создаем комфортный микроклимат в школе — Профессор Шукуров
Благоприятный микроклимат на школьной территории может быть создан путем организации устойчивой живой системы, включающей разнообразие видов и форм деревьев, кустарников и трав, сочетания горизонтального многоуровневого озеленения с вертикальным. Такое озеленение позволит школьникам получить первое знакомство с разнообразием родного края, особенностями взаимодействия различных групп организмов в экологической системе.
Визуальное пособие «Озеленение школьной территории»
Принципы экологического озеленения школы
Ученики старших классов средней школы №77 проводят работы по озеленению пришкольной территории
Основными принципами экологического озеленения для повышения устойчивости, комфорта и безопасности являются:
- Организация озеленения с учетом экосистемной структуры, включая биологическое и функциональное разнообразие. Использование большого разнообразия видов растений и включение разных видов с учетом их различных форм и возрастов для озеленения школ;
- Зонирование посадок и поясное озеленение: создание растительных фильтров и защитных зон вокруг школы;
- Биоразнообразие не должно приноситься в жертву декоративности. Использование «дизайнерских идей», предложенных самой природой для озеленения — отдавать предпочтение видам растений произрастающим вокруг;
- Исключение применения ядохимикатов;
- Сочетание различных форм озеленения: горизонтальное, вертикальное, например озеленение крыш зданий и т.п.
Экологическая безопасность в школе — Профессор Шукуров
Руководство по озеленению школ — Профессор Шукуров
Зеленый забор
Ива является незаменимым материалом для живой изгороди. Для создания забора можно использовать черенки, срезанные со взрослых растений. Черенки ивы очень хорошо приживаются. Такая изгородь растет быстро, и через два года можно получить плотный и высокий «забор». Живая ограда защищает от ветра, шума, пыли значительно лучше каменного забора.
Зеленый забор с использованием ивоплетения
В засушливые годы изгородь из ивы будет задерживать влагу, а в дождливое лето -испарять ее излишки. Густая изгородь является хорошим местом для гнездования пернатых певцов, которые помогают нам бороться с различными вредными насекомыми.
Для создания такой изгороди нарежьте прутья толщиной у основания 10-15 мм из расчета 10 штук на метр. По линии будущего забора делайте в земле отверстия на глубину 15 см и втыкайте в них прутики.
Душистая дорожка
Разбейте на своем участке душистую дорожку из прянно-ароматических трав. Эфирные масла, содержащиеся в травах, обладают бактерицидными свойствами, благотворно воздействуют на нервную систему человека.
Кроме того, можно создать «аптекарский огород» с лекарственными травами. Помимо целебных свойств травы можно использовать в качестве декоративных растений.
Травы для душистой дорожки
Мята, мелисса, шалфей, зверобой, тимьян, лаванда, душица, ромашка, лук, иссоп, базилик, пижма.
Вертикальное озеленение
Вертикальное озеленение не только способно украсить фасад школы, но и содействовать очищению воздуха, насыщению его кислородом и полезными фитонцидами, снизить уровень шума, а также препятствует перегреву помещений.
Вьющиеся формы растений, закрывают фасад здания
Само вертикальное озеленение должно строиться на следующих принципах:
- Отдавайте в вертикальном озеленении предпочтение местным видам;
- Выбирайте для озеленения солнечные участки. Большинство лиан солнцелюбивые растения;
- Для озеленения фасада высаживайте растения не ближе чем на 0,5 м от стены. Создавайте для растений условия крепления за фасад. Чтобы побеги быстрее добрались до опоры, растения следует сажать с наклоном в сторону стены;
- При посадке молодых саженцев сделайте временную опору для крепления и роста растений;
- Постарайтесь соблюдать баланс между декоративно лиственными (дикий виноград, плющ и др.) и цветущими (клематис, кампсис и др.) растениями.
Для вертикального озеленения возможно использование дикого винограда (девичий виноград), вьюнка (калистегия, ипомея и др.), вьющейся фасоли, душистого горошка, чина, клематиса, кампсиса, плетистой розы. Кроме того, для озеленения можно использовать плющи, княжики, ломонос, хмель и др. растения.
Виноград (узунакматский, дикий и др.)
Клематисы, ломонос, княжик сибирский
Вьющиеся бобовые растения (горошек фасоли и др.)
Сажайте ярусами
При озеленении важно создавать растительные сообщества, максимально приближенные к естественным. Для этого необходимо соблюдение принципа многоярусности. Почва + травяной ярус + кустарниковый ярус + древесный ярус. Травяной, кустарниковый, древесный ярусы также должны быть трехуровневыми, состоять из видов высокого, среднего и низкого роста. Это позволит создать минимальные условия для внутриэкосистемного оборота вещества и поддержания равновесия.
Кроме того, сообщество должно включать разнообразные растения, а также представителей основных функциональных групп экосистемы: организмы, производящие органическое вещество (растения), его использующие (насекомые, амфибии, рептилии, птицы и др.), а также разлагающие остатки (бактерии, грибы).
Чем полнее и разнообразнее состав функциональных групп, тем более устойчиво биотическое сообщество и оно более эффективно формирует благоприятную для жизни среду.
озеленение школ и дошкольных учреждений
Озеленение школ и детских дошкольных учреждений
Участки школ и детских дошкольных учреждений должны иметь площадь озеленения, соответствующую показателям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемые показатели озеленения участков школ и детских дошкольных учреждений
Рекомендуемый уровень озелененности участка, %
Площадь озеленения на одного ребенка, кв. м
Детские дошкольные учреждения
При размещении участка в непосредственной близости от парков и других ландшафтно-рекреационных территорий, площадь озеленения допускается сокращать на 10 %.
Со стороны господствующих ветров и возможных источников загрязнения воздушных потоков создаются ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
Древесно-кустарниковые зеленые насаждения. Из лиственных деревьев на пришкольном участке рекомендуется использовать березу пушистую, вяз перистоветвистый, иву белую, конский каштан обыкновенный, клен остролистный, липу мелколистную, рябину обыкновенную. Береза – декоративное дерево, она хорошо очищает воздух и насыщает его фитонцидами. Липа ценится душистыми цветками. Рябина обладает округлой компактной формой, цветет душистыми белыми цветками, собранными в крупные соцветия. Декоративны также листья и ягоды рябины. К достоинствам клена следует отнести его быстрый рост. При подборе ассортимента декоративных растений для озеленения участка следует учитывать, что детьми лучше воспринимаются невысокие, густо расположенные растения.
Запрещается посадка деревьев и кустарников с шипами и колючками (например, барбарисов, боярышников, роз), а также ядовитых растений (тис ягодный, бузина обыкновенная, волчеягодник смертельный, др.).
При выборе лиственных кустарников для озеленения территориии предпочтение надо отдавать наиболее декоративным экземплярам с красивыми цветами. На маленьких участках озеленения красиво выглядят сочетания декоративных форм или сортов одного и того же вида кустарника. Например, эффектными могут быть ландшафтные композиции из заметно различающихся по окраске листьев растений чубушника венечного и его формы – золотистой или группы разных сортов спиреи Бумальда, окраска цветков у которых варьируется от белой до темно-гвоздично-розовой.
Хвойные деревья и кустарники (пихты – сибирская, одноцветная и бальзамическая, ель колючая, туя западная, можжевельник обыкновенный, др.) рекомендуется высаживать группами с учетом их формы и окраски хвои. Летом хвойные контрастируют с лиственными деревьями и кустарниками и выгодно оттеняют друг друга, являясь хорошим материалом для построения композиций озеленения участков на основе контрастов форм, фактурных и цветовых сочетаний. Эффектны небольшие участки озеленения, засаженные только хвойными деревьями кустарниками. Низкорослые хвойные деревья и кустарники лучше высаживать на газоне группами, рядом с камнями, перед более высокими хвойными деревьями и кустарниками.
Хвойные кустарники незаменимы в ландшафтных композициях из растений с камнями, обладают богатством силуэтов – от колонновидных до горизонтальных и стелющихся, могут иметь хвою разных фактур и оттенков – от серебристо-голубых до желтоватых и золотистых тонов, а также пеструю окраску хвои. Большим разнообразием декоративных форм обладают можжевельники обыкновенный, китайский. Следует, однако, учитывать, что использование в озеленении детских учреждений можжевельника казацкого не желательно в связи с ядовитостью хвои и плодов.
Ассортимент зеленых насаждений на участках озеленения школ и детских садов определяется с учетом функционального назначения площадок и сооружений, размещаемых на них. При помощи зеленых насаждений на участках озеленения создаются более благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Рядовые посадки используются для изоляции разных площадок и сооружений друг от друга. Кроме того, зеленые насаждения используются в качестве наглядного материала для ознакомления детей с растительным миром.
Плотность посадки деревьев и кустарников на 1 га площади участка озеленения ориентировочно следующая:
— 150-180 деревьев и 2500-3000 кустарников для озеленения детских садов;
— 100-200 деревьев и 1200-1500 кустарников для озеленения школ.
Расстояние между низкорослыми кустарниками в группе должно быть 0,8 м, между среднерослыми – 1,2-1,5 м и высокорослыми – до 2 м.
При посадках нужно учитывать расстояние до проездов, площадок, зданий, а также интенсивность роста и величину взрослых растений.
Посадка деревьев должна производиться не ближе 10 м, кустарников – 5 м от фасадов зданий. Расстояние от деревьев до края дорожек – не менее 0,75, от кустарников – не менее 0,3. Низкорослые кустарники рекомендуется высаживать от проездов на расстоянии 50 см, а высокорослые – дальше.
Цветочное оформление. Цветочные ландшафтные композиции помогают разнообразить и украсить территорию озеленения. Планировка цветников может быть регулярной и свободной.
Для создания цветников используются красивоцветущие однолетники (настурция культурная, календула лекарственная, астра однолетняя, бархатцы отклоненные, прямостоячие и тонколистные, резеда душистая, ромашка садовая, сальвия сверкающая, портулак крупноцветковый и др.), двулетники (маргаритка многолетняя, виола Витрокка, незабудка гибридная, мальва садовая). Среди многолетников к использованию на участках озеленения детских учебно-воспитательных учреждений рекомендованы следующие виды: астильба гибридная, астры альпийская, кустарниковая, новоанглийская, гелениум гибридный, рудбекия гибридная, сорта пионов, колокольчики карпатский, гарганский, скученный, персиколистный, флоксы растопыренный, метельчатый, шиловидный. В сочетании с красивоцветущими для озеленения участков применяются растения с декоративной листвой: хосты ланцетолистная, Зибольда, Форчуна, резуха кавказская, бадан толстолистный, гипсофила метельчатая и др. Однако при разработке решения цветочного оформления и озеленения участка не следует использовать слишком большое количество разнообразных видов. Необходимо также исключить из ассортимента ядовитые виды травянистых растений (аконит клобучковый, наперстянку пурпурную, безвременник осенний, ландыш майский, лютики, молочаи, борщевики).
Следует акцентировать отдельные участки озеленения территории, подчеркнуть основные направления пешеходных потоков, создавать цветочные ландшафтные композиции в зоне отдыха (альпийские горки, модульные цветники и др.).
Устройство газонов. Газоны улучшают температурно-влажностный режим на территории озеленения детских учреждений, уменьшают запыленность. На газонах могут высаживаться цветы. При использовании газонов в качестве покрытия игровых площадок необходимо применять травосмеси, выдерживающие вытаптывание (спортивные газоны).
Что растет у школы
Тема: «Что растет у школы»
Предмет: окружающий мир
УМК «Перспектива»
Задачи урока: формировать понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения».
Планируемые достижения учащихся: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение.
Ресурсы: — учебник «Окружающий мир 1 класс ч.1» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
— рабочая тетрадь «Окружающий мир 1 класс ч.1» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
— интерактивная доска, проектор, слайдовый материал,
Ход урока
Слайд 1.
В начале урока желательно повторить ранее изученный материал по вопросам: «Какие растения растут в нашем классе? Какие условия необходимы им для жизни? Как нужно за ними ухаживать?»
Слайд 2.
Учитель предлагает детям рассмотреть фотографию рассказать, что они на ней видят. Скорее всего, дети скажут, что это деревья, кусты, трава.
Слайд 3.
Далее предлагается центральное задание урока: «Подумайте, чем различаются эти растения». Дети высказывают предположения, опираясь на фотографию и схему. Высказывания детей коллективно обсуждаются, выводы сверяются с текстом в учебнике, который учитель читает вслух.
Слайд 4.
Существенные признаки изученных групп растений закрепляются с помощью задания № 1 в рабочей тетради. Сначала схема демонстрируется на доске, а затем в тетради.
Слайд 4. Отгадывая загадки дети называют растения, которые растут около школы и распределяют их по группам: травянистые растения, кусты, деревья.
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Ягод вкус его приятный —
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как их зовут? (Смородина)
Чьи высокие макушки
Розовеют на опушке?
Лето красное встречай!
Стройную красавицу вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод-для души,
Из …. бусы очень хороши! (Рябина)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет —
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной)
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник)
Просмотр содержимого документа
«Что растет у школы»
Тема: «Что растет у школы»
Предмет: окружающий мир
УМК «Перспектива»
Задачи урока: формировать понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения».
Планируемые достижения учащихся: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение.
Ресурсы: — учебник «Окружающий мир 1 класс ч.1» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
— рабочая тетрадь «Окружающий мир 1 класс ч.1» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
— интерактивная доска, проектор, слайдовый материал,
В начале урока желательно повторить ранее изученный материал по вопросам: «Какие растения растут в нашем классе? Какие условия необходимы им для жизни? Как нужно за ними ухаживать?»
Слайд 2.
Учитель предлагает детям рассмотреть фотографию рассказать, что они на ней видят. Скорее всего, дети скажут, что это деревья, кусты, трава.
Далее предлагается центральное задание урока: «Подумайте, чем различаются эти растения». Дети высказывают предположения, опираясь на фотографию и схему. Высказывания детей коллективно обсуждаются, выводы сверяются с текстом в учебнике, который учитель читает вслух.
Слайд 4.
Существенные признаки изученных групп растений закрепляются с помощью задания № 1 в рабочей тетради. Сначала схема демонстрируется на доске, а затем в тетради.
Слайд 4. Отгадывая загадки дети называют растения, которые растут около школы и распределяют их по группам: травянистые растения, кусты, деревья.
Как из пустыря сделать ботанический сад
Чайный садик
Молодые деревья, кустарники, множество цветов — их яркие краски сменяют друг друга в течение всего теплого сезона: с ранней весны до поздней осени. В апреле на фоне золотых форзиций радуют глаз коврики первоцветов. В мае цветет сирень. В начале лета пенными волнами разбегаются вдоль дорожек парка разноцветные крылатые ирисы, пятнами сочного цвета выделяются на зелени газонов пионы, склоняющие к земле тяжелые пышные головы. Еще немного — и начнут распускаться десятки розовых кустов, клематисы, лилии.
Слева от здания устроен домик для полезных насекомых, разбит небольшой рокарий, где прекрасно себя чувствуют «каменные розы», очитки и даже кактус опунция. У себя на родине он расселяется до центра Канады, поэтому у нас может зимовать без укрытия. За школой, в тихом местечке, расположен небольшой «чайный садик»: смородина, монарды, мелисса, чабрец, земляника и другие ароматные растения образуют продуманный ансамбль — пока еще это только первый сезон, растения не набрали полной силы.
Парк, занимающий порядка двух гектаров, создан с нуля знаниями, трудом и любовью необыкновенного человека — учительницы биологии Екатерины Миляхиной. Первым деревьям около 10 лет.
— Школа была построена на большом пустыре нового микрорайона, здесь и сейчас постоянно дует ветер, а тогда и подавно. Строители посадили ряды рябин вдоль ограды, конские каштаны и немного кустарников — этого явно было мало для приятных прогулок. Я пришла сюда работать и поняла, что вот оно, мое поле деятельности. Какой биолог о таком не мечтает? — смеется Екатерина, показывая ухоженную территорию школы, где она проводит почти все погожие вечера теплого сезона. — Первые посадки помогали делать ученики самого тогда старшего — четвертого — класса, а клумбы размечали с учителями на школьном субботнике, давно это было.
За десять лет выросли и поднялись, смягчив своей пышной зеленью геометрически четкие очертания нового здания, красивые кусты калины, жасмина, сортового шиповника. Они же существенно сгладили влияние постоянно дующих ветров, и появилась возможность создавать уголки с определенным микроклиматом.
— Моя идея, конечно, не нова. Это принцип любого ботанического сада: создаются условия для комфорта растений разных климатических зон. Вот здесь, например, у меня получился солнечный уголок, тихий и с повышенной влажностью, приближенной к субтропикам, — здесь растут магнолии. Маленький саженец видовой магнолии яйцевидной будет со временем иметь листья около полуметра длиной — по виду настоящая тропическая экзотика. Это дальневосточник, занесенный в Красную книгу России, посмотрим, как он адаптируется к орловскому климату. А вот цветут гибридные сорта, они считаются зимостойкими. Чувствуете, какой тонкий аромат? — показывает Екатерина «кусочек Сочи».
Сиреневые Огни Донбасса
Экскурсия продолжается в «хвойный лес». Здесь собраны более 20 представителей хвойных из самых разных уголков не только нашей страны, но и планеты. Некоторые названия вообще незнакомы среднестатистическому человеку, у которого все колючие вечнозеленые виды делятся на «елки и сосны». А у Екатерины есть тсуга и псевдотсуга, можжевельники, тиссы, туи, пихты, кипарисовики. Удивляет разнообразие сосен: желтая с иглами длиннее ладони, черная, похожая на колючего ежика, пушистые и неколючие гималайская и Веймутова, кустистая горная и, конечно, кедровые сосны. Три хвойных дерева с необычайно густой и пышной хвоей неизменно вызывают у гостей школы восторг. И люди не сразу верят, что это обычная сосна, все дело в формировке.
На ветках деревьев вокруг уютно висят сделанные руками детей и неравнодушных родителей оригинальные кормушки. Самая забавная — зацепившийся за ветку хвостом оранжевый кот. Одно из любимых занятий школьников — делать кормушки, а затем их развешивать. Заодно и наблюдения за птицами на зимней экскурсии проводить можно.
Некоторые деревья, явно имея облик, допустим, рябины, могут похвастаться ветками плодовых деревьев — это практикум по прививкам, который для самых пытливых школьников проводит на своем уроке Екатерина.
В целом работа в саду — неотъемлемая часть уроков биологии в 50-й школе. Многие цветы, деревья, кустарники посажены учениками, на их примере учитель показывает и объясняет изучаемые в программе процессы и явления. Знания усваиваются лучше, когда материал можно увидеть и потрогать собственными руками. А особенно если еще и попробовать на вкус. Баночка варенья из одуванчиков в этом году засчитывалась на оценку «отлично» по теме «Сложноцветные», а соленые помидоры как побочный эффект эксперимента были торжественно съедены на последней консультации по биологии. В общем, школьникам тут скучать не приходится.
— Кстати, «чайный сад» — это тоже проект девочки-шестиклассницы. Есть такие увлеченные дети. И что очень радует — родители им помогают. Мы придумали, где устроить этот уголок, разметили место, на помощь дочери пришел папа, и они ударно потрудились. Видите, здесь даже будет нечто вроде каменного ручья — влияние японских садов, — показывает полянку хозяйка парка. — А есть у меня ученица, которая прекрасно рисует растения, настоящий ботанический иллюстратор.
Вдоль центральной аллеи парка растут десятки сортовых кустов сирени: память об участии в акции «Сирень Победы».
— Шесть лет назад, когда я привезла свежекупленные саженцы в цветных коробочках, положила их в рядок и постаралась посадить так, чтобы оттенки не повторялись. Фиолетовые, голубые, розоватые, один белый. Мне представлялся сиреневый ряд из разных оттенков. А получилось вот что! — Екатерина обводит широком жестом пышно цветущие кусты. — Капитан Гастелло, Олимпиада Колесникова, Тарас Бульба, Сенсация, Огни Донбасса — почти все выглядят просто сиреневыми, полное единодушие! Возможно, почва кисловатая, что влияет на оттенок цветков, такие казусы бывают. В прошлом году разбавила ряд Красавицей Москвы и Советской Арктикой, но эта малышня зацветет года через два.
Несмотря на большой опыт и постоянно углубляемые знания, многое приходится делать методом проб и ошибок. Екатерина не только зонирует сад как ботанический, но и соблюдает каноны ландшафтного дизайна, уравновешивая одни растения другими, исходя из размера, цвета, времени цветения.
Зеленый переезд
А еще в парке живут очень стильные садовые скульптуры из ивовых веток — это тоже дело золотых рук учителя биологии. Прошлой зимой были сплетены жар-птица, заяц, олененок и лиса. К сожалению, красота вызвала зависть — местные вандалы украли лису, изломали птицу… ребята очень переживали.
— Неужели вы все это делаете сами? А как же закупаются растения? — удивляюсь я масштабу и красоте молодого парка.
— По большей части руками работаю сама, иногда помогает моя семья. Только траву у нас дворники косят, но тут я бы не справилась: газоны огромные. К посадке, пересадке и прополке привлекаю учеников — разумеется, во время практических уроков и на летней практике. Что касается нашего ботанического разнообразия — тут многое приобретаю сама, среди родителей и учителей тоже есть неравнодушные люди, они приносят саженцы, семена. Вот, например, голубая елочка на центральной площади — личный вклад нашего директора. Три года назад седьмые классы посадили розовую аллейку. Дети окончили девятый класс в этом году, а черенки от их роз превратились в растения для новых композиций. Классы, которые уходят из школы, тоже сажают на память дерево. Так и расширяемся, — отвечает Екатерина.
Но скоро парку грозит сокращение.
— К школе будут пристраивать новые корпуса: микрорайон большой, детей много. К сожалению, проект предполагает возвести их как раз в самой хорошо сформированной и разросшейся части парка. Многие деревья и кустарники уже большие, мы физически не сможем их выкопать, спасти. Всю весну с детьми пересаживали цветы и то, что нам под силу. Все «переселенцы» теперь болеют, их ждет привыкание к новому месту. Возможно, осенью удастся пересадить еще несколько десятков растений — но тут уж никак не обойтись без помощи не только взрослых людей, но и взрослой техники, — вздыхает Екатерина.
Подписчики блога Екатерины Миляхиной надеются, что в Орле найдутся организации, которые смогут помочь уникальному саду с переездом. Такой уголок красоты растений и человеческой души не должен быть разрушен.
Садоводство и дизайн не единственное увлечение Екатерины Миляхиной. Учитель состоит в Союзе фотографов дикой природы, много путешествует по заповедным местам нашей и соседней Брянской области, снимая редких животных и растения. Участвует в экологических акциях заповедников.
Совместно с фотографом-анималистом Дмитрием Голубевым Екатерина исследует мир диких животных, недоступный большинству городских жителей. Ее фотографии знакомят читателей с обитателями лесов и полей средней полосы России.
— Иногда бывают очень удачные поездки, когда удается за день отснять много разнообразного материала, сделать по-настоящему интересные кадры. Как, например, этой весной в Орловском полесье. Или совсем недавно, когда мы снимали из шалаша-скрадка птиц на рассвете. Это настоящая фотоохота — с ожиданием, предвкушением, азартом и радостью удачного кадра, — делится Екатерина впечатлениями. — На уроках я рассказываю детям о поездках, стараюсь заинтересовать любыми способами.
А кроме фото Екатерина пишет прекрасные очерки о природе, которые иногда публикуют местные СМИ.
В течение учебного года учитель организует экскурсии на природу для средних и старших классов, привлекая подростков к различным биологическим проектам. В этом году были походы с целью записать пение соловьев в Орле — это нужно для примерного подсчета популяции птиц в городских парках и скверах. Акция проводилась Союзом охраны птиц России. Порадовала ребят серия зимних экскурсий для самых увлеченных — им даже мороз не помеха.
А дальний выход был в заповедную балку Непрец — место, известное в Орле своей непростой судьбой. Мы присоединились к Екатерине и ее группе семиклассников и своими глазами увидели редкие и краснокнижные растения, обитающие в этом удивительном месте, зажатом со всех сторон «благами цивилизации»: заводами, дачами, кладбищем, мусорным полигоном. Горицвет, низкие степные ирисы, сон-трава, редкие для Орловщины виды ковыля — все это уже давно живет под угрозой уничтожения, и петля затягивается все туже.
— Я хочу, чтобы дети видели эту красоту не только в учебнике и в телефоне, а вот так — живьем, всего за пару километров от города. И понимали, насколько все это хрупко и беззащитно, — говорит учитель и делает фото цветочного паука мощным макрообъективом, а потом показывает его школьникам крупным планом. У паучка можно рассмотреть даже паутинные бородавки при таком увеличении.
Источник: